Общие сведения о госзакупках в Казахстане

19 августа 2019

Госзакупки

Госзакупки (государственные закупки) - это закупки, иными словами приобретение, товаров, услуг и работ для удовлетворения государственных нужд.

Такие закупки осуществляются на те средства налогоплательщиков, которые специально отбираются в тех или иных бюджетах и внебюджетных фондах, что и является главным фактором при отнесении закупочной деятельности субъектов гражданского права к сфере госзакупок в Казахстане ("принцип источника средств").

Госзакупки должны осуществляться в соответствии со специально разработанными законодательством процедурами и правилами.

По казахстанскому законодательству, закупки органов местного самоуправления называются муниципальными, хотя разница между ними невелика, ведь и те, и другие осуществляются за счет общественных средств. К тому же, как государственные, так и муниципальные закупки имеют одну цель – удовлетворить общественные потребности.

О государственных нуждах

Государственные нужды (сокр. госнужды) - это потребности всех органов государственной власти в различных товарах, услугах и работах.

Соответственно, потребности органов местного самоуправления в товарах, услугах и работах, которые финансируются из местного бюджета, называются "муниципальными нуждами".

Что касается рыночной экономики, то здесь государственные нужды  удовлетворяются путем приобретения требуемых товаров, услуг и работ, как у государственных предприятий, так и у частного сектора экономики.

Основные принципы осуществления госзакупок в Казахстане

Ниже перечислены основные принципы осуществления госзакупок в Казахстане:

§       справедливое и равноправное отношение ко всем поставщикам

§       экономное и эффективное расходование средств (как бюджетов, так и внебюджетных фондов)

§       открытость и прозрачность

§       подотчётность

§       ответственность

Принцип равного и справедливого отношения осуществляется благодаря предоставлению одинаковых возможностей участия в госзакупках всем поставщикам вне зависимости от вида деятельности, организационно-правовой формы, а также формы собственности, национальной принадлежности и происхождения товаров, услуг и работ.

Что касается принципа экономного расходования средств бюджетов и внебюджетных фондов, то он осуществляется путем выбора подходящего способа закупки, учитывая анализ затрат на закупки, разумную экономию средств и контроль за исполнением контракта. Сами же правила выбора экономичного способа закупки определены в "Положении об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд".

Эффективное же расходование средств включает в себя общую оценку выгод от приобретения товара, работы, услуги с учетом фактора времени, и затрат на это приобретение.

Открытость и прозрачность явно прослеживаются, когда о проведении мероприятий публикуется информация в СМИ.

Ведение письменной отчётности по всем этапам закупки называется принципом подотчётности, который также включает в себя предоставление этой информации заинтересованным лицам в пределах их компетенции.

Принцип ответственности подразумевает, что органы государственной власти и отдельные чиновники, принимающие решения, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность наравне с другими субъектами права.

При реальных закупках встречаются как чёткое следование нормам законодательства, так и многочисленные нарушения, причинами которых могут быть:

§       сложности с финансированием госзакупок в Казахстане;

§       незнание и/или непонимание государственными служащими принципов функционирования рыночной экономики, экономической политики государства, норм законодательства и т.д.;

§       коррупция.

Осуществление госзакупок в Казахстане

Осуществление госзакупок в Казахстане происходит в соответствии с действующим законодательством.  Именно открытые конкурсы (торги, тендеры) являются основным способом закупки товаров, услуг и работ для государственных нужд. Открытые торги - торги, к участию в которых приглашаются все желающие фирмы и организации. О проведении открытых торгов публикуются объявления в периодической печати.

Если существует возможность для закупки на открытом конкурсе, она должна осуществляться именно так, за исключением тех обстоятельств, которые позволяют применять другие способы закупки в соответствии с действующим законодательством.

Кроме открытых конкурсов, существуют закрытые конкурсы, в которых могут принимать участие только те поставщики, которые получили специальные приглашения. Следует отметить то, что решение о применении такого способа закупки часто нужно согласовывать с соответствующим органом исполнительной власти.

Существуют также такие способы закупки как запрос котировок и закупки из единственного источника.

Конкурсы, торги и тендеры

Чем же отличаются конкурсы от тендеров? Ничем. Тендер в переводе с английского языка – «конкурсная форма проведения подрядных торгов». А вот между конкурсами и торгами есть разница, т.к. торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Государственный заказ

Государственный заказ - совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств бюджета. Иными словами, это нужда органов государственного управления на поставку товаров, работ или услуг за счет средств бюджетов республиканского и регионального уровней или государственных внебюджетных фондов.

Конкурсная документация и конкурсная заявка

В конкурсной документации должны быть сформулированы условия определения национальной принадлежности участников конкурса (регистрация в качестве резидента на территории Казахстана), соотношение долей в уставном (акционерном) капитале казахстанских и иностранных участников акционерных обществ, доля поставок комплектующих иностранного производства в себестоимости конечной продукции и т.д.

Конкурсная заявка - это сам запрос на участие в конкурсе, подготовленный в соответствии с требованиями конкурсной документации.

Государственный заказчик

Государственный заказчик - это орган государственной власти или орган местного самоуправления, который осуществляет госзакупки продукции, получает средства на закупку товаров, работ или услуг для государственных нужд, а также формирует заказ на выше перечисленные услуги и размещает его на свободном рынке.

Тем не менее, государственный заказчик и организатор конкурса – разные понятия. Государственный заказчик имеет право, как самостоятельно организовывать и проводить конкурсы, так и передавать эти полномочия органам исполнительной власти, юридическим лицам и даже частным предприятиям, что избавляет от необходимости проводить маркетинговые исследования и другие виды работ. А организатор конкурса получает определённое вознаграждение за свою деятельность – за счёт бюджета или внебюджетных фондов.

Источник: cbor.kz