​Тендер должен быть прозрачным

2 сентября 2019

Очевидно, что в сферу госзакупок давно назрела необходимость внести изменения, слишком много коррупционных схем в ней кроется. Преломить существующую ситуацию призваны поправки по вопросам государственных закупок и закупок субъектов квазигосударственного сектора, одобренные вчера Мажилисом в первом чтении на пленарном заседании под председательством спикера Нурлана Нигматулина.

Подчеркнув актуальность законопроекта в ходе его обсуж­дения, председатель Мажилиса напомнил о том, что Президент Казахстана Нурсултан

Назарбаев на открытии нынешней сессии обратил особое внимание на важность принятия данного проекта закона.

– Этот закон ждет общество. От того как проходят госзакупки, насколько они прозрачны, как они обеспечивают честную конкуренцию и качество закупаемой продукции, судят о работе государственных органов, – отметил председатель Мажилиса.

Поправки депутатам представил вновь назначенный министр финансов Алихан Смаилов. Законопроект предусматривает увеличение пороговой суммы закупок из одного источника со 100 МРП до 500 МРП. В рамках введения четвертого уровня бюджета для сельских акиматов этот же порог увеличивается до 3 тыс. МРП.

– Это позволит упростить процедуры по малозначительным закупкам и поддержать отечественных поставщиков, – считает глава Минфина.

Вводится понятие «электронный кошелек», что позволит автоматически возвращать обеспечение заявки на счет потенциального поставщика, тем самым будет снижена нагрузка на участников закупок по затратам на услуги банка.

Также предусматривается и создание централизованных закупочных органов на республиканском, областном и районном уровнях на базе действующих единых организаторов.

– Сейчас каждый областной и районный акимат утверждает свой перечень товаров, работ и услуг, закупаемых через единых организаторов. В целях единооб­разного подхода теперь закупки единых организаторов будут определяться Минфином. Тем самым будут четко разграничены закупки централизованных служб, – пояснил Алихан Смаилов.

В ходе обсуждения документа депутат Бахытбек Смагул как бывший военнослужащий выразил обеспокоенность тем фактом, что существующая схема закупа питания не подходит для военных подразделений, ведь солдатский паек должен соответствовать установленным стандартам и проведение тендера на понижение цены в этом случае влияет на качество и количество питания.

Коллегу поддержал спикер Нурлан Нигматулин. Он считает необходимым вывести из системы государственных закупок приобретение питания в военные учреждения.

– Как показывает нынешняя практика, в ряде школ в питании, которое приобретается именно демпинговым способом, нет никакого качества. То же самое по медучреждениям. Поэтому здесь надо до второго чтения внимательно посмотреть, если есть возможность, давайте выведем по крайней мере эти категории: школы, медучреждения и воинские подразделения, – сказал Нурлан Нигматулин.

Оказалось, что в представленных поправках этот нюанс учтен – проектом предусматриваются и антидемпинговые меры. В частности, сообщил глава Минфина, дается четкое понятие «демпинговой цены» и ее недопущения. Согласно законопроекту, демпинговой признается цена, предложенная участником конкурса, которая является ниже порогового значения, определяе­мого правилами осуществления государственных закупок. Однако он согласился с тем, что поставленный депутатами вопрос закупа питания для упомянутых учреж­дений должен рассматриваться в особом порядке. До второго чтения разработчики готовы его обсудить.

Вносятся поправками и механизмы защиты от срыва госзакупок. Алихан Смаилов пояснил, для чего. Оказывается, эта норма предусматривается для борьбы с разного рода лицами, для которых обжалование стало инструмен­том незаконной выгоды.

– Как правило, такие «профес­сиональные жалобщики» без намерения участия в закупках подают заявки в целях получения доступа к информации. Для исключения таких ситуаций предлагается зап­ретить потенциальным пос­тавщикам, не внесшим обеспечение конкурсной заявки, просмотр документов других участников, а также не рассмат­ривать жалобы потенциальных поставщиков, не принимавших участие в предварительном обсуж­дении конкурсной документации и не приостанавливать срок заключения договора по жалобам третьих лиц, не принимавших участие в закупках, – пояснил министр.

Отдельный блок поправок нап­равлен на сокращение возможностей для закупок из одного источника. Так, из 53 оснований для проведения таких закупок исключается 5. Кроме того, устанавливается административная ответственность членов конкурс­ной комиссии за несвоевременное рассмотрение заявок участников конкурса. Такой подход нашел поддержку депутатского корпуса. Пока же дела с закупом из одного источника обстоят так, что их можно сравнить с договорными матчами по футболу, когда результат предопределен и всем известен.

– Закупки из одного источника – это самый больной вопрос в сфере госзакупок. Здесь огромное количество коррупционных правонарушений. Всех неугодных поставщиков, подавших на конкурс, просто отсеивают на несоответствие квалификационным требованиям. Объявляют конкурс несостоявшимся, а потом заключают с одним из поставщиков, с кем уже заранее договорились. Где тогда конкуренция, прозрачность, открытость госзакупок? Нужно законодательно закрепить, чтобы закупка из одного источника опять стала исключением из правил, – считает Нурлан Нигматулин.

В подтверждение существующего положения в сфере госзакупок спикер Мажилиса привел пример, когда заявки для участия в закупках отклонялись по формальным причинам.

– Так, Актауский городской отдел строительства отклонил заявки 11 из 12 участников конкурса и заключил договор способом из одного источника с ТОО на строительство объекта за 1,2 миллиарда тенге. Заявки других участников были отклонены по причине отсутствия документа об образовании у одного из работников. Как выяснила прокуратура, речь шла о разнорабочих, которым и не нужно было иметь высшее и специальное образование. Но у одной компании это условие было выполнено, она и стала победителем. Такие хит­росплетения на каждом шагу, – констатировал спикер.

Он также привел статистику, согласно которой фактов проведения государственных закупок из одного источника из года в год становится все больше. И если в начале 2000-х закупка из одного источника была исключением, то в 2016 году способом из одного источника проводилось 50% закупок, а в 2017 году – уже более 63%.

Среди важных вопросов, поднятых в ходе рассмотрения на пленарном заседании, был и тот, что касался поддержки отечественных товаропроизводителей. Как выяснилось, в законопроекте не оказалось четко прописанных норм, защищающих их интересы. Это заметил мажилисмен Павел Казанцев. Он напомнил, что действующий закон о госзакупках поз­воляет на основании критериев, отраженных в правилах госзакупок, создавать преимущества отечественным поставщикам, если они предоставляют документы, подтверждающие соответствие предлагаемых товаров нацстандартам или сертифицированы системой менеджмента качества.

– Законопроектом же предлагается вместо этой нормы записать «критерии, влияющие на конкурсное предложение, определяются правилами исчисления госзакупок». В связи с чем эта норма исключается, а определение критериев переводится в подзаконные акты? – выразил недоумение депутат.

– Мы считаем, что при проведении госзакупок также нужно учитывать и другие критерии – неценовые, важные, чтобы обеспечивать качество поставляемых товаров работ и услуг. Такие как инновационность или высокотехнологичность, коэффициент налоговой нагрузки поставщика, и другие, направленные на то, чтобы гарантировать качество продукции. Поэтому предлагается в целях регулирования отнести это в подзаконный акт. Перечень отрабатывается, требуется время, чтобы мы шире могли охватить критерии, – ответил на это глава Минфина.

Однако доводы министра поддержки депутатов не нашли. По словам спикера Мажилиса, перенос данной нормы с отсылкой на подзаконные акты является некорректным.

– Речь идет о наших отечественных товаропроизводителях, о том, чтобы у них была очень качественная продукция, соответствующая стандартам, – заявил Нурлан Нигматулин. – Сегодня важно законодательно поддерживать отечественных товаропроизводителей, особенно если их товар соответствует нацстандартам. Нынешняя редакция дает такую возможность, вы, разработчики, предлагаете эту норму исключить. Мы очень хорошо знаем практику, подзаконный уровень имеет свойство быстро изменяться. Сейчас вы впишите требования о соответствии стандартам, а завтра по рекомендации, как у нас принято, зарубежных консультантов, съездим к ним, еще и сюда их привезем, будем аргументировать, что для каких-то рейтингов, и эту норму нужно убрать из правил. В результате пострадает отечественный производитель, продукция которого будет неконкурентоспособна, – сказал Нурлан Нигматулин.

На пленарном заседании речь также шла и о необходимости активизации работы по разработке новых и обновлению старых национальных стандартов. В итоге разработчики и парламентарии пришли к соглашению доработать данный вопрос ко второму чтению.

Вчера же «добро» Мажилиса получил законопроект о ратификации Соглашения о статусе, привилегиях и иммунитетах Представительства Международного Комитета Красного Креста в Казахстане. Как отметил министр иностранных дел РК Кайрат Абдрах­манов, Соглашение подписано в Астане 25 февраля 2011 года.

– Соглашение предусматривает привилегии и иммунитеты для Международного комитета Красного Креста (МККК) в Казахстане, необходимые для осуществления деятельности в стране в соответствии со своим мандатом. Мандат направлен на защиту жизни и достоинств жертв войны, оказание помощи больным, раненым, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов, а также распространение фундаментальных принципов международного гуманитарного права, восстановление семейных связей, содействие в урегулировании международной гуманитарной помощи жертвам чрезвычайных ситуаций, – пояс­нил глава МИД.

Он уточнил, что ратификация Соглашения является условием для открытия представительства Международного комитета Красного Креста в нашей стране.

На пленарном заседании Мажилисом рассмотрены также поправки Сената в проект закона о стандартизации. 

Источник: kazpravda.kz